сельскохозяйственный техникум
8 861 60 31 8 56
8 861 60 31 5 52
Краснодарcкий край, Гулькевичский район, п.Венцы, ул.Советская 25

Зооветеринарный техникум  Венцы-Заря - настоящая кузница сельскохозяйственных кадров».

Зооветеринарный техникум «Венцы-Заря» - уникальное среднее специальное учебное заведение в нашей стране, дважды деятельность его получала высшую оценку из уст первого секретаря ЦК КПСС А.С.Хрущева. Первый раз во время посещения им совхоза «Кубань», находящегося в одном районе с зооветеринарным техникумом, где он назвал выпускников техникума золотыми специалистами. Второй раз не менее лестная оценка из его уст деятельности зооветеринарного техникума прозвучала на самом высоком форуме коммунистов – на съезде партии, где Н.С.Хрущев сказал: «Зооветеринарный техникум «Венцы-Заря» - настоящая кузница сельскохозяйственных кадров».

Это была государственная оценка и признание высшим политическим руководством страны огромной учебно-педагогической, научно-исследовательской, воспитательной и патриотической работы, проводимой педагогами зооветеринарного техникума «Венцы-Заря» во главе с его директором кандидатом сельскохозяйственных наук, заслуженным учителем России К.С.Обенко по подготовке высококвалифицированных кадров среднего звена, самого главного в сельскохозяйственном производстве.

Как известно, несмотря на кардинальные меры, принятые на сентябрьском 1953 г. пленуме ЦК КПСС по сельскому хозяйству, оно - сельскохозяйственное образование и наука – продолжали находиться в застое. Это касалось не только актуальности тематики научных исследований, форм и методов обучения, но и географии мест нахождения самих учебных заведений, абсолютное большинство которых располагались не просто в черте городов, а в их центре, то есть были оторванными от земли и ферм, на практических занятиях животных изучали по плакатам и муляжам, выпускали так называемых «асфальтовых» специалистов. Острой и справедливой критике в те годы подвергались практически все сельскохозяйственные учебные, научные и исследовательские учреждения. Именно в тот период начался поворот в приближении сельскохозяйственных заведений к земле, полям и фермам, к примеру, Кубанский СХИ из центра перебазировался на окраину города, Новочеркасский зооветеринарный из г. Новочеркасска в станицу Персиановку и т.д. Особый статус в системе сельскохозяйственного образования занимал в то время ЗВТ «Венцы-Заря».

Не институту, университету и не академии, а среднему специальному учебному заведению – зооветеринарному техникуму «Венцы-Заря» политическим руководством страны была отдана пальма первенства в подготовке высокопрофессиональных сельскохозяйственных кадров. В сущности, это было единственное сельскохозяйственное учебное заведение из почти 2 тысяч в стране, деятельность которого соответствовала требованиям времени и провозглашалась как пример и образец.

Н.С.Хрущев планировал на базе зооветеринарного техникума «Венцы-Заря» создать сельскохозяйственный институт с дальнейшим преобразованием племзавода «Венцы-Заря» в племзавод -ВУЗ. К сожалению, осуществить это он не успел.

История племхоза «Венцы-Заря» - это типичная история развития, совершенствования и становления отечественного племенного свиноводства. Через историю зооветеринарного техникума «Венцы-Заря» преломлена история развития сельскохозяйственной профессиональной школы, отечественного сельскохозяйственного образования за 75 лет (со дня основания сельхозшколы, 50 – техникума) – именно столько исполнилось в 2005 году одному из самых известных средних специальных учебных заведений – зооветеринарному техникуму «Венцы-Заря». В период образования племхоза (1923 г.) он состоял из двух поселков: «Заря» и «Венцы». Общепринятое мнение таково. Поскольку усадьба пос. Венцы стояла на самой высокой террасе левого берега Кубани, как бы на венце, отсюда, считали, и произошло название поселка (до 1917 г. – имение) Венцы.

Недавно житель поселка Венцы А.Ф.Довбыш показал нам черепицу 1905 г. выпуска, на  которой выгравировано: «Имение Венцы Н.И.», а ниже «Меснянкин С.М.Ъ».

Следовательно, имение «Венцы» названо по фамилии его владельца, что соответствует исторической практике названия имений на Кубани, и подтверждается тем, что расположенные рядом с Венцами имения Тенеты, Петрик, Ковали, Духовское названы по именам их владельцев.

В 1925 г. в племхоз «Венцы-Заря» на должность зав. племрассадником прибыла только что окончившая Тимирязевку Мери Соломоновна Любошиц. Она организовала кружки по обучению свинарей племфермы передовым, научным методам и приемам работы, благодаря которым и профессиональному мастерству М.С.Любошиц на первой выставке в Ростове в 1927 году все свиньи племзавода «Венцы-Заря» заняли первое место.

Это была первая известность Венцов (первое селекционное достижение). С тех пор сюда стали приезжать делегации, а на практику студенты. Деятельность М.С.Любошиц по руководству племенной работой и кружками по обучению свинарей была одобрена руководством края, и было рекомендовано организовать такую же учебу и среди полеводов. Так возникла в нашей стране агрозооветучеба. Кружки агроучебы в племзаводе вела также М.С.Любошиц, поскольку по образованию она была агроном-зоотехник, кадры такой квалификации готовила в 20-е годы Тимирязевка, так что у колыбели агрозооветучебы в нашей стране стояла М.С.Любошиц.

В 1929 г. М.С.Любошиц переводится на работу в МСХ СССР. В 1930г. Вследствие перехода племхоза на узкую отраслевую специализацию начинается энергичное комплектование племенного стада. Увлеченные эйфорией успехов в развитии племенного свиноводства и утвержденной известности племхоза «Венцы-Заря» в конце 20-х годов ХХ в., обусловленными деятельностью в племхозе М.С.Любошиц, руководство, пришедшее ей на смену, не считаясь ни с зоотехническими, ни с экономическими расчетами даже на ближайшую перспективу, взяло курс на резкое количественное увеличение племенного поголовья. В племхозе «Венцы-Заря» в начале 30-х годов количество свиноматок было больше на 17%, чем в племхозах: «Никоновское», «Константиново» и «Васильевка», вместе взятых. Возникла острая необходимость в притоке новых кадров свиноводов, способных к работе с племенными животными. Существующие кружки зооветучебы без М.С.Любошиц по своему кадровому потенциалу не могли обеспечить оперативного и качественного обучения рабочих, поступающих на племферму, что отрицательно сказывалось на качестве работы племфермы. Учитывая это, руководство края с целью своевременной и плановой подготовки кадров свиноводов для работы на племенной ферме, было решено открыть при племхозе «Венцы-Заря» специализированную школу свиноводов с определенным штатом преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин.

По воспоминаниям курсантки третьего (1932 г.) набора Т.Д.Толстовой директором школы свиноводов был Рудий (или Рудин). Первый набор курсантов состоялся в 1930 г. Общежитие находилось в п. Тенеты, столовая в п. Ковали (здесь же находилась и племферма). Распорядком дня было предусмотрено полдня учебы и полдня работы на ферме, однако в зимнее время в основном учились, а в летнее – работали.

Стипендий не было, питание и общежитие были бесплатными. Срок обучения в школе был три года, набор производился в ноябре, выпуск – в марте. В период с 1934 по 1937 годы школа не работала. Причина неизвестна. По воспоминаниям Т.Д.Толстовой, им сказали, что школа закрывается, причину не объяснили.

Удалось восстановить судьбу одного из слушателей сельхозшколы первого (1930 г.) набора – Новикова Афанасия Даниловича (отца Павла Афанасьевича, бывшего зам. Директора племзавода, ветерана войны, партии, хозяйства). А.Д.Новиков начал работать на племферме с момента ее организации (1923 г.), работал хрячником. Им были выращены десятки высококлассных производителей, он был постоянно передовиком не только в племхозе и районе, но и крае.

М.С.Любошиц его работу ставила в пример, особенно хвалила его за то, что ему удалось предотвратить заболевание хрячков чумой. Все группы свиней переболели, а его – нет. Вспоминая об этом, Павел Афанасьевич рассказывал, что когда на ферме возникла болезнь, отец его перестал выгонять хряков на прогулку, и никого не пускал в свой корпус, тем самым предотвратил заболевание.

Потомство  от хряков, за которыми ухаживал А.Д.Новиков, было высоких племенных достоинств, свиноматки почти не перегуливали, показывали высокое многоплодие. Потомство от них интенсивно росло, развивалось и имело высокую производительность, обладало хорошей конверсией корма, и в том, что с 1926 г. племферма стала рентабельной, большая личная заслуга А.Д.Новикова. Его работа неоднократно ставилась в пример на краевых совещаниях. Неоднократно он признавался лучшим хрячником края.

Своей первой известностью в конце 20-х годов в селекционных достижениях в племенном свиноводстве племхоз «Венцы-Заря» во многом обязан А.Д.Новикову.

В 1930 г. А.Д.Новиков направляется в сельхозшколу для подготовки его в качестве бригадира в организуемом свиносовхозе «М.Горький». После окончания школы переезжает в свиносовхоз «М.Горький», но подорванное гражданской войной, участником которой он был, здоровье не позволило ему работать бригадиром, и через год он вернулся в племхоз. Его ударный труд в 1937 г. был прерван необоснованной репрессией, после которой здоровье его окончательно пошатнулось, и продолжить работу в племенном свиноводстве он не смог. Умер А.Д.Новиков в 1953 г. в возрасте 58 лет.

В период временной оккупации Кубани деятельность сельхозшколы была приостановлена. В период оккупации хозяйства ее первый директор Рудий жителями Венцов был избран старостой. По воспоминаниям старожилов, ничего противоправного он не совершал, однако сразу после освобождения Венцов Рудий был вызван в соответствующие органы и, несмотря на протест жителей и доказательства ими его невиновности, он исчез бесследно. Таково было время.

Через три месяца после освобождения Венцов деятельность школы была восстановлена.

Было трудное послевоенное время – нищета, разруха, полураздетые (пара галош и в техникум, и на ферму, и на праздник), полуголодные (ели один раз в день), но то было время великих свершений, время массового трудового героизма.

В 1943 году была набрана одна группа техников-животноводов и одна группа ветфельдшеров, в 1944 году одна группа трактористов, в 1945 две группы ветсанитаров и две группы животноводов, в 1946 г. было зачислено на ветеринарное отделение 75 человек, на зоотехническое 54.

Персонально все успехи зооветеринарного техникума связаны с личностью его первого директора К.С.Обенко, патриота отечественной науки и животноводства, выдающегося ученого-производственника, прекрасного технолога, талантливого организатора сельскохозяйственного производства, блестящего педагога – одного из самых замечательных представителей, «последнего из могикан» российской зоотехнической школы ХХ в.

С 1937 по 1995 гг. жизнь и деятельность К.С.Обенко была неразрывно связана вначале с сельхозшколой, а затем с зооветеринарным техникумом «Венцы-Заря».

Только однажды отвлекался он в 1941-1945 гг. для исполнения своего воинского долга. Все же остальные годы, включая его работу заведующим контрольно-испытательной станцией по свиноводству племзавода «Венцы-Заря» в начале 50-х годов и его работу секретарем парткома племзавода в конце 40-х годов, он неизменно состоял штатным кадровым сотрудником вначале сельхозшколы, затем техникума, в период с 1952 по 1978 гг. он был директором его.

Как опытный и мудрый руководитель К.С.Обенко установил тесные рабочие, деловые, научно-производственные контакты взаимосвязи между племзаводом «Венцы-Заря» и техникумом. В сущности, это был первый совхоз-техникум, именно по его опыту и образцу впоследствии создавались в нашей стране совхозы-техникумы. Ведущие специалисты племзавода проводили занятия в техникуме по передовому опыту и новым технологиям, и таким образом через студентов шло внедрение их в производство. К.С.Обенко превратил свой рабочий кабинет в мозговой центр, в научно-исследовательское, конструкторское бюро, главными штатными работниками были ведущие преподаватели. Он превратил поля и фермы племзавода колхозов и совхозов района в научно-производственные лаборатории. Студенты были не пассивными созерцателями, не просто исполнителями всех технологических процессов в животноводстве, дополнительной рабочей силой, а непосредственно сопричастными ко всем достижениям племзавода. На фермах племзавода выделялись разные половозрастные группы животных, создавались звенья и бригады, которые полностью обслуживались студентами, включая организацию труда и начисление заработной платы.

Система производственного обучения охватывала все технологические операции, полный цикл использования разных видов животных: от принятия новорожденных, их выращивания, выращивания ремонтного молодняка, использования взрослых животных, сдачу их на мясокомбинат. Производственная деятельность студентов носила живой, творческий, соревновательный характер, очень часто они достигали результатов, превосходящих опытных животноводов. Например, на группе молодняка свиней в 480 голов они получили по 650 г среднесуточных привесов и сэкономили 20% от планового количества кормов, за что студентам была начислена большая премия. Студентам доверяли обслуживать племмолодняк свиней, реализация которых шла за границу: в Китай, Корею, Венгрию, Чехословакию.

Как известно, человек большей частью выносит свои убеждения не из лекций, а из практической жизни, еще Гегель говорил о преимуществе практики над теорией («Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо»). Самые прочные знания приобретаются в процессе практической деятельности, поэтому неотъемлемой частью учебного процесса – его прикладной части, была научно-исследовательская работа.

В сущности, она является высшей формой обучения, поскольку в одинаковой мере и у студента и у преподавателя развивает, укрепляет и активизирует познавательную деятельность, формирует самостоятельность мышления, инициативу и творчество, расширяет эрудицию и интеллект. Со стопроцентной уверенностью можно предсказать: студент, который занимается опытнической работой – это будущий высококлассный специалист; преподаватель, владеющий искусством научных исследований – это профессионал.

Практически все преподаватели и студенты были вовлечены в научно-исследовательскую работу, техническое творчество, поскольку это был «конек» К.С.Обенко, «альфа» и «омега» всей его жизни, его призвание, его крест, который он пронес с честью и достоинством через всю свою жизнь, и плоды ее благодарно положил на алтарь отечественной педагогики, науки и сельскохозяйственного производства. В ЗВТ «Венцы-Заря» проводились уникальные научно-производственные исследования, которые мог в то время выполнить далеко не каждый научно-исследовательский институт. Здесь впервые в нашей стране были проведены массовые производственные испытания биогенных стимуляторов роста по методике академика Филатова, тканевые препараты изготавливались непосредственно в техникуме. Как известно, академик Филатов использовал жидкие тканевые препараты. В ЗВТ «Венцы-Заря» тканевые препараты впервые были изготовлены и использованы в сухом виде. Авторами этого открытия являются К.С.Обенко и Т.К.Селютина, которая сразу после этого была назначена председателем цикловой комиссии Северо-Кавказской зоны. Здесь еще в конце 40-х годов проводили полный зоотехнический анализ кормов, крови, молока.

В техникуме было развернуто научно-техническое творчество, здесь были созданы модели, которые могло изготовить не каждое конструкторское бюро. Здесь были созданы действующие модели уха, внутренних органов: сердца, легких, печени. В конструировании моделей принимали непосредственное участие студенты. Изделия технического творчества демонстрировались на ВДНХ СССР и занимали призовые места, преподаватели и студенты награждались медалями ВДНХ, грамотами и ценными подарками. Так, студент ветеринарного отделения Н.В.Мартыненко (ныне преподаватель техникума) в 1969 г. за разработку и внедрение экзаменатора – автоматического контроля знаний, был награжден Малой золотой медалью ВДНХ совместно с преподавателем Н.П.Анисимовым.

В ЗВТ «Венцы-Заря» был строго регламентирован весь учебно-воспитательный процесс с твердым распорядком дня. Сутки были жестко расписаны по часам от подъема до отбоя с указанием обеденного перерыва, личного времени, времени сна. Это было единственное специальное учебное заведение в СССР, где распорядком дня предусматривалась обязательная работа учащихся по подготовке уроков (самоподготовка) 2,5 – 3,0 часа ежедневно (что вызывало особый интерес у всех делегаций, посещающих техникум), все это находилось под строгим контролем педагогов. Экономика – наука наук. Начинать надо с нее. И они в конце 40-х годов вводят хозрасчет, когда многие еще не знали даже значения этого слова.

Прогресс незамедлительно сказался во всем: в повышении урожайности, продуктивности, экономической эффективности. Освоение студентами этого метода хозяйствования становится главным не только при изучении предмета экономики, но и при постижении всей специальности. Эта первая победа окрылила К.С.Обенко и И.А.Тревогу и весьма убедительно доказала, что нет невыполнимых замыслов и идей, если быть целеустремленным. Время рождало новые идеи, переплетались мечты и фантазии. Жизнь спокойной не представлялась, да и не рассчитывали К.С.Обенко и И.А.Тревога – реформаторы-созидатели на ее спокойное русло.

Детище И.А.Тревоги – уникальное племенное стадо свиней, равного которому нет в мире. К.С.Обенко стоял у истоков развития птицеводства в племзаводе «Венцы-Заря». Уникальное стадо кур, уток и индеек – его детище. И в том, что изначально небольшая птицеферма, обычный крестьянский курятник на хуторе Духовском, главной задачей которого было обеспечение детского садика и столовых яйцами и птичьим мясом, разрослась и вытеснила все другие виды животных на хуторе, и в конечном итоге хутор, как одно из отделений племзавода, был преобразован в племптицесовхоз «Юбилейный» - персональная заслуга К.С.Обенко.

В племзаводе «Венцы-Заря» И.А.Тревогой были созданы десятки индивидуально уникальных животных, каждое из которых – селекционное достижение, на которых можно написать докторские диссертации, а уж кандидатских можно набрать и сотню.

В ЗВТ «Венцы-Заря» К.С.Обенко были выполнены научно-исследовательские работы также на несколько докторских диссертаций. Их прижизненная слава звенела громче всех оркестров, но и на вершине ее они оставались простыми и скромными людьми, не требующими к себе особого внимания. Это были рыцари науки, гении и совесть нации. Растиражированная средствами массовой информации слава о их деятельности прокатилась от Москвы до самых до окраин. Венцы превратились в своеобразную Мекку – в центр законодателя мод в науке, педагогике, сельскохозяйственном производстве. Началось настоящее паломничество, со всех концов Советского Союза сюда ехали маститые ученые и педагоги, директора и завучи учебных заведений, руководители сельскохозяйственных предприятий и специалисты, рядовые методисты и методисты Учебно-воспитательного центра специального образования. Приезжали за опытом, за преподавателями, за выпускниками, которые забирались нарасхват, заказы на выпускников делались вперед на предстоящие выпуски. Производственную практику студенты техникума проходили на оплачиваемых должностях в лучших хозяйствах Кубани, свиноводы, как правило, - в хозяйствах треста Свинопром и племенных хозяйствах, птицеводы – на птицефабриках. Выпускники зооветеринарного техникума «Венцы-Заря» выходили зрелыми, всесторонне развитыми, с осознанными политическими убеждениями, с активной гражданской позицией, настоящими патриотами России. Это были компетентные, высококлассные специалисты, они хорошо знали теорию и практику избранной специальности, передовой опыт и новые технологии, владели экономическими методами управления, методикой проведения научных исследований и технического творчества. Они владели искусством агитационно-пропагандистской, культурно-массовой и спортивной работы. Это были новаторы сельскохозяйственного производства, застрельщики всего нового, передового, что позволяло им работать творчески, с инициативой – все это в конечном итоге и определяло их высокий профессионализм, рейтинг и спрос на них, и создавало заслуженную славу их альма-матер – зооветеринарному техникуму «Венцы-Заря», славу, дошедшую до седого Кремля. О зооветеринарном техникуме «Венцы-Заря» снимались фильмы краевым, Ростовским и Центральным телевидением, которые не только шли в прокат, но и демонстрировались по Центральному телевидению.

В так называемый застойный период Кубань по продуктивности животных и урожайности  сельскохозяйственных культур успешно конкурировала с лучшим штатом США – Айовой. Сегодня мы едем учиться свиноводству и подготовке сельскохозяйственных кадров в Данию, а менее чем полвека назад со всех концов Советского Союза в Венцы, в зооветеринарный техникум ехали изучать опыт подготовки высококвалифицированных животноводов, а из разных концов мира ехали в Венцы в племзавод для изучения опыта ведения племенного свиноводства. И в числе первых делегаций были датчане и американцы (которые, кстати, в начале ХХ века построили на свиноводстве свое благосостояние и богатство их сельского промысла). Хваленые датские и американские фермы падали ниц перед творениями и деяниями наших выдающихся соотечественников И.А.Тревоги и К.С.Обенко. Мы привыкли и смирились с тем, что «в своем отечестве пророки не признаются», Кирилл Сергеевич, в сущности, преданный забвению, относится к этой категории исторических личностей.

В 1955 году школа была преобразована в техникум. В разные годы послевоенного периода техникум имел и различные уклоны, что было вызвано Государственными планами преобразования: агрономический уклон, подготовка бригадиров, учетчиков, агромелиораторов, полеводов. В разное время в школе готовили: бригадиров поскотоводству, свиноводству, птицеводству, мастеров машинного доения коров, стрижки овец, мастеров-наладчиков, строителей. С 1958 года стали набирать группы на базе 8 классов. В 1959 году было открыто заочное отделение.

Нельзя сказать, что период 80-х и 90-х годов дался легко нашему техникуму. Реформы образования, проходившие в 80-х годах, чуть было не поставили под угрозу закрытия техникум «Венцы–Заря». Но коллектив, работающий тогда под руководством Б.И.Кунаева, сумел отстоять необходимость существования такого учебного заведения, как наш техникум именно в селе. В 80-е годы Борис Иосифович старался максимально улучшить материально-техническую базу. Хозяйственным способом в техникуме был построен анатомический класс, создан виварий, оборудован военно-спортивный комплекс, обновлен машинно-тракторный парк. Во главе угла Кунаев Б.И. ставил заботу о студентах, под его пристальным вниманием постоянно было содержание общежития на должном уровне. Огромное внимание, как директор, он уделял спортивно-массовой работе. Студенты выступали на краевых, российских и международных соревнованиях по вольной борьбе и другим видам спорта. Был подготовлен мастер спорта по вольной борьбе международного класса. Большое внимание уделял патриотическому воспитанию студентов. Ежегодно лучшие группы и студенты награждались туристическими путевками по местам боевой и трудовой славы. Ежегодно на высоком уровне проходил 5-й трудовой семестр. Выполняли большие объемы работ по уборке урожая, по благоустройству г. Гагарина. Возглавляемый им коллектив успешно участвовал во всех проводимых конкурсах по учебно-методической работе, итогом чего являлось награждение педагогов грамотами министерства сельского хозяйства, краевого управления, выделение путевок на ВДНХ. Борис Иосифович проработал на посту директора техникума до 1988 года. В 1988 году был освобожден от занимаемой должности по состоянию здоровья и переведен преподавателем зоотехнических дисциплин. В 1990 году с отличием окончил педагогическое отделение сельскохозяйственной академии имени К.И. Скрябина. Практически до последних дней жизни Борис Иосифович отдавал свою любовь и свои знания своим питомцам, которые с благодарностью всегда будут вспоминать своего наставника.

Успех работы любого коллектива - его руководитель, успех работы учебного заведения – грамотно подобранная администрация. 22 апреля 1988 года в зооветеринарном техникуме «Венцы–Заря» были проведены альтернативные выборы директора, наибольшее количество голосов набрала Лифарева Алина Яковлевна – тогда зам.директора по производству, ныне прекрасный руководитель, грамотный педагог, отличный хозяйственник и просто замечательная женщина.

С чего начала работу директор – с создания работоспособной команды. Завучем была назначена Бабаева С.Н., заместителем директора по производству Шелгунов В.И., заведующей отделениями Сотникова Л.И.  90-егоды были сложными для экономики страны. Для успешной работы техникума необходимо было принять кардинальные решения. Решался вопрос о закрытии техникума, поэтому новой команде необходимо было действовать быстро и решительно. Директор техникума справился с этой задачей. Были открыты фермерское и аудиторское отделения. Техникум получил 100 га пахотной земли, были приобретены два гусеничных трактора и сельхозорудия к ним, грузовой автомобиль, коптильный цех. Техникум одним из первых в регионе оборудовал компьютерный класс. Для практического бучения студентов было организованно учебно–фермерское хозяйство, состоящее из 5 коров, птичника, свинарника, были построены лаборатории для проведения практических занятий ветеринаров, кабинеты анатомии, патанатомии.

Со многими хозяйствами края были заключены договора на обучение студентов за счет хозяйств. Для студентов был оборудован тренажерный зал.

Алина Яковлевна постоянно заботилась о кадрах, принимая на работу молодых специалистов. Она добилась финансирования на строительство жилого дома для преподавателей (к сожалению, в 1996 году финансирование почти по всем статьям было прекращено и строительство дома было заморожено).

Несмотря на очень трудное финансовое положение, Алина Яковлевна большое внимание уделяет повышению педагогического мастерства преподавателей. Администрация всегда выделяла средства и направляла преподавателей на переподготовку. За последние годы в институте проблем СПО Москвы повышали квалификацию 11 педагогов, в Краснодаре 15, в Донецком агроуниверситете - 4 чел., Ставропольском агроуниверситете - 7 чел. Результат этой работы – активное участие и призовые места педколлектива во всех инновационных проектах в регионе и в России.

Вот только неполный перечень заслуг техникума за последние годы:

1999г. - Диплом I степени за участие во всероссийском конкурсе «Россия. Пушкин. Новый век».

2001г. Диплом I степени за участие в международном конкурсе «Созвездие».

2009-2012гг.. - Дипломы и грамоты за I - III места в региональных конкурсах по воспитательной работе, научно – практических конференциях «Молодежь и будущее России», за лучшие инновационные проекты преподавателей.

 2002г. – 3 место в региональном смотре-конкурсе на лучшую постановку патриотического воспитания Южного федерального округа.

2005г. – Диплом 2 степени национальной общественной премии «Серебряный голубь».

2009г. – Димлом за 1 место в конкурсе «Созвездие – 2009», премия президента победителю.

Благодарственное письмо Института проблем СПО г. Москвы за подготовку педагогов и их лучшие дипломные работы.

Дипломы и грамоты за участие преподавателей в научно–практических конференциях агроуниверситетов Краснодара, Ставрополя, Новочеркасска.

Все это позволяет директору с уверенностью говорить на всех уровнях, что педколлектив техникума способен справиться с любой задачей и проблемой, внедрить и использовать в своей работе самые передовые технологии и проекты, готовить специалистов животноводства, востребованных на производстве.

Не случайно только наши студенты в составе делегации Краснодарского края в королевстве Дания смогли на равных с датскими специалистами участвовать в ректальном исследовании коров, исследовании работы желудочно–кишечного тракта.

Напряженная, практически без выходных, отпусков работа, не помешала Алине Яковлевне быть хорошей матерью и любимой бабушкой. Она вырастила двух дочерей Светлану и Елену, которые пошли по ее стопам, и сейчас являются преподавателями техникума.

Трудолюбие, ответственность, энергичность они взяли от своей матери. Поэтому они являются активными участниками педагогического процесса, их фамилии стоят во многих Дипломах и Почетных грамотах техникума.

За многолетний плодотворный труд Алина Яковлевна Лифарева награждена Почетной грамотой МСХ России, является заслуженным педагогом Кубани.

Несмотря на то, что Алина Яковлевна находилась на руководящих должностях, она не забывала о простых людях, их заботах и проблемах. Материальная помощь молодому педагогу, вспашка огородов пенсионерам, добрый совет и помощь в решении семейных проблем, материнская забота о каждом сотруднике, независимо от должности, помощь в трудоустройстве или направлении на учебу детей сотрудников, помогли ей завоевать в коллективе любовь и уважение, заслуженный авторитет. В течение всего рабочего дня в ее кабинете можно было встретить и педагога–пенсионера, и родителей студентов, и сотрудников, и выпускников техникума, каждому она найдет время, поможет, посоветует.

Увлеченная до самозабвения любимым делом, которому она посвятила всю свою жизнь, во имя которого она жертвовала личными отношениями, карьерой – она высоко ценила профессионализм, добросовестность, исполнительность. Всегда стремясь создавать обстановку доброжелательности и откровенности, она высоко ценит, по-матерински беспокоится и безгранично доверяет педагогам и студентам, прекрасно знает их, к каждому умеет найти свой подход: это и сердечная беседа, и добрый совет, и ободряющее слово, и участие в личной судьбе и педагога, и студента, и лаборанта, и обслуживающего персонала. И нет для нее безразличных судеб.

Сколько ран, травм и стрессов ею пережито, сколько рубцов на ее материнском сердце оставлено, все неудачи и беды, недовольства и непослушание, дерзости, ошибки и заблуждения, неустроенность и беспокойство, раны и боли педагогов студентов десятикратной болью отзывались в ее директорском сердце.

С осени 2007 года директором техникума стал Беляев Александр Федорович, молодой, энергичный, современный руководитель.

С июля 2013 года руководителем образовательного учреждения назначен и.о. директора техникума Шайгородский Вячеслав Александрович.

18 ноября 2013 года В.А. Шайгородский назначен на должность директора ГБОУ СПО ЗВТ